Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны
Презентация к районному МО «Межпредметна интеграция в образовательной деятельности»Доброго времени суток уважаемые друзья, голлеги! Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию презентацию на тему "Межпредметная интеграция образовательной деятельности", которую я подготовила для МО воспитателей Г. Пролетарск. 1. слайд. Тема:Презентация «Межпредметная интеграция в образовательной практике» 2. слайд. Интеграция -— сплочение, объединение структур в рамках единого целого; объединение в целое каких-либо частей или элементов в процессе развития. Синонимы: взаимодействие, соединение, совмещение, синтез, объединение. 3 слайд. Педагогический процесс в ДОУ –интеграция образовательных областей. До введения ФГОС в ДОУ проводились не связанные между собой (кроме лексической темы недели) занятия, представляющие, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и соответственно не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Это привело к вопросу об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция непосредственно образовательной деятельности 4 слайд. Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин. 1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. 2. Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. 3. Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса. НОД с использованием интегрированногоподхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти. 4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей 5 слайд. Цели интеграции- - Ликвидация много предметности ; - Сокращение времени изучения темы; - Ликвидация дублирования ; - Создание новой технологии; - Создание благоприятных условий развития личности ребенка и т. д. 6 слайд. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Важно заметить, что методика проведения НОД с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. 7 слайд. Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность. Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии окружающего мира и предметов, их свойств, воспитания чувства уверенности в своих силах. 8 слайд. Личностно-ориентированную педагогическую технологию, которая предполагает такую организацию образовательного процесса, при котором НОД проводится в индивидуальном, свойственном ребенку темпе. Личностно-ориентированная модель образования обладает наибольшим здоровье сберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативна. Интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образованиепризвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка, а интеграция определяет один из путей достижения качества образования. Взаимопроникновение различных разделов воспитания и образования детей. Интеграция должна охватывать все виды деятельности, разнообразные игры, изобразительную, художественно-речевую и музыкальную деятельность. 9 слайд. Образовательные области: 1. Социально-коммуникативное развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Физическое развитие 10 слайд. Социально-коммуникативное развитие присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе. 11 слайд. Познавательное развитие • Развитие любознательности и познавательной мотивации; • Формирование познавательных действий, становление сознания; • Развитие воображения и творческой активности; • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, число, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. 12 слайд. Речевое развитие • Владение речью как средством общения; • Обогащение активного словаря; • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 13 слайд. Художественно-эстетическое развитие • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; • Становление эстетического отношения к окружающему миру; • Формирование элементарных представлений о видах искусства; • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). 14 слайд. Физическое развитие • Приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательном, в том числе связанном с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны); • формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; • овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) 15 слайд. Особенность организации интегрированного процесса в дошкольном образовательном учреждении такова, что все перечисленные формы не могут существовать в чистом виде, выбор определенной темы предполагает также их интеграцию. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательныхобластей ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. 16 слайд. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования: – принцип интеграции образовательных областей. Данный принцип является инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и гармоничное его вхождение в социум. 17 слайд. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Однако расширение объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса может привести к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребёнке. Складывается противоречие между желанием «больше дать ребёнку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребёнка дошкольного возраста. Благодаря реализации интегрированного подхода, возможно, избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности. 18 слайд. § Первым системообразующим фактором в дошкольном образовании выступают образовательные области. ФГОС выделяет 5 образовательных областей, которые не должны реализовываться в образовательной деятельности ДОУ в чистом виде, их реализация предполагает гармоничное взаимопроникновение и взаимодополнение. § Вторым системообразующим фактором является их интеграция на основе календарно-тематического планирования: выбор определенной темы определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание. § Третьим системообразующим фактором является интеграция основных видов деятельности детей дошкольного возраста: познавательно-исследовательской, трудовой, художественно-творческой, коммуникативной, двигательной и т. д. Деятельность как психологическая основа интеграцииспособна объединять внутри себя разрозненные компоненты и быть интегратором всех других деятельностей § Четвертым фактором можно выделить формирование интегральных качеств личности, которые предусмотрены как конечный результат образовательной деятельности ДОУ. По своей сути личность целостна, системна. Человек в процессе личностного становления постепенно обретает самостоятельность как способность к автономному существованию и социальную активность как способность создавать и поддерживать свои отношения со средой. Интегральная индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения. Четко выделяются линии воспитания: духовно-нравственное, гражданское, патриотическое, гендерное воспитание, а также воспитание здорового безопасного образа жизни 19 слайд. Использование принципа интеграции имеет свои преимущества. Во-первых, это четкость, компактность. Второе, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуетя один из основных принципов дошкольной дидактики- специально организованная деятельность с детьми должна быть непродолжительной по времени (требования Сани ПиН, но емкой, что возможно, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах. Третье преимущество- это обеспечение целостного восприятия ребенком окружающего мира, взаимопроникновения содержания различных образовательных областей. Образовательный процесс в ДОУ ведется непрерывно в течение всего дня, а не только в периоды непосредственно-образовательной деятельности. Реализацию процесса интеграции невозможно представить без взаимодействия всего педагогического коллектива, а также родителей воспитанников. ФГОС ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Задачи решаются в различных видах деятельности, интегративно, при взаимодействии всех участников образовательного процесса. 20 слайд. Метод проектов позволяет объединять различные образовательные области, дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания., что повышает качество образовательного процесса, способствует повышению компетентности педагогов, служит развитию креативного мышления. Проектная деятельность дает возможность воспитывать «деятеля», а не «исполнителя», развить волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Например, тема «Космос» определяет выбор таких образовательных областей, как «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевого развития», а также видов деятельности: художественно-творческой, игровой, читательской, познавательно-исследовательской. Единой организационной формой может быть краткосрочный проект «Космос» Цель проекта: Расширять представления о героическом прошлом русского народа, продолжать формировать чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, гордости и уважения за Российскую армию. Итоговое мероприятие: выставка совместного творчества взрослых и детей. 21 слайд. Познавательное развитие: Просмотр презентаций, видеофильмов. Рассматривание иллюстраций о космосе в книгах, атласах и энциклопедиях. Рассказ воспитателя о космосе, о создателе первых космических кораблей «Восток», о первом космонавте Ю. А. Гагарине. Наблюдение за небом в дневное и вечернее время, за летящим самолетом на прогулке. Опыты и эксперементы: «Солнце-источник света и тепла», «Запуск ракеты» (воздушный шарик (интеграция с социально-коммуникативным развитием. ,речевым и художественно-эстетическим развитием) 22 слайд. Речевое развитие:Беседы: «О первом полете в космос», «Каким должен быть космонавт», «Наша галактика – Млечный путь», «Солнечная система», «Наша планета – Земля».Рассказы детей: «Как мы делали рисунок».Чтение детской литературы Г. Черненко «Как человек в космос полетел?» Н. Носов «Незнайка на луне»,С. Экзюпери «Маленький принц»(отрывок). Заучивание наизусть стихотворений В. Степанов «Ю. Гагарин» А. Хайт «Планеты». Отгадывание и составление загадок о космосе. Составление рассказа по картинке «Полет в космос». Дидактические игры: «Космос», «Семейка», «Найди одинаковые планеты», «Объясни слово» (луноход, созвездия, земляне, инопланетянин, «Астрономическая считалка», пазлы «Ракета». Пальчиковая гимнастика: «По порядку все планеты.». Координация речи с движением: «Раз, два, три, кнопку жми…» (интеграция с познавательным развитием,социально-коммуникативным развитием. ,физическим и художественно-эстетическим развитием) 23 слайд Художественно – эстетическое развитие. Конструирование: плоскостное и из деталей крупного и мелкого конструктора «Ракета», «Космодром». Аппликация: «Созвездия».Рисование «Полетим на ракете», рисование нетрадиционным способом «Юпитер». Лепка «Сатурн». Штриховка «Звёзды и Луна».(интеграцияс познавательным развитием,социально-коммуникативным развитием. ,речевым и физическим развитием) 24 слайд. Физическое развитие: «Космическая» утренняя гимнастика», физкультурные минутки («Ракета», «Мы летим к другим планетам», подвижные игры «Космонавты», «Самолеты»). Беседа: «Что делает космонавт, чтобы быть здоровым».Пальчиковая гимнастика «По порядку все планеты.». Дыхательная гимнастика «Звёздочка лети.». Гимнастика для глаз «Проследи за кометой».(интеграция с познавательным развитием,социально-коммуникативным развитием. ,речевым и художественно-эстетическим развитием) 25 слайд. Социально – коммуникативное развитие:Беседа «Праздник День космонавтики. Сюжетно – ролевая игра «Мы космонавты» (полет в космос). Взаимодействие с семьёй:Совместно с родителями изготовление рисунка «Открытый космос».(интеграция с познавательным развитием,физическим развитием. ,речевым и художественно-эстетическим развитием) 26 слайд. Итак, строя образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей,мы решаем такие задачи как: · Формирование у детей более глубоких, разносторонних знаний; целостное представление о мире. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве; · Интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей; · Интеграция в воспитательно- образовательном процессе также способствует объединению педагогического коллектива на основе обсуждения возможностей интеграции в развитии детей. Интересная, творческая работа дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способносте. 27 слайд. Спасибо за внимание! Надеюсь моя работа пригодится вам в ваших трудах! Прикреплённые файлы:
8 ноября 2019 в 13:13
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.