Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны

Консультация для родителей: «Значение режима дня в воспитании старшего дошкольника»

Консультация для родителей:

«Значение режима дня в воспитании

старшего дошкольника"

 Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим в детском саду. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку. Что уж говорить о питании. Любой диетолог подтвердит, что правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.

Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Любая деятельность — это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлектор но. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной тратой нервной энергии и приводит к утомлению.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.

В первые три года жизни режим дня меняется несколько раз. Он должен быть подчинен основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

 Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить— он сам просыпается бодрым, веселым. У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме. В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома (у детей как не посещающих, так и посещающих детские сады) он далеко не всегда соблюдается. Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5—12 часов, в 5—6 лет — 11,5—12 часов (из них примерно 10—11 часов ночью и 1,5—2,5 часа днем).

Для ночного сна отводится время с 9—9 часов 30 минут вечера до 7—7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15—15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно — это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня — это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

Особенности сна ребенка в большой мере определяются условиями воспитания. Необходимость идти спать порою воспринимается как неприятность, ребенок просит разрешения еще поиграть, посмотреть телевизор. Получив отказ, он в плохом настроении идет умываться, раздеваться, долго возится, не засыпает, а утром его приходится будить, лишая части необходимого отдыха. Систематическое недосыпание отрицательно сказывается на настроении ребенка, приводит к возникновению у него капризов, вредно отражается на состоянии центральной нервной системы. Поэтому столь важно, используя соответствующие педагогические и гигиенические средства, укреплять потребность ребенка в сне, вызывать чувство удовольствия при укладывании, приучать быстро засыпать без всяких дополнительных воздействий.

Какие же средства способствуют решению этих задач?

Прежде всего воспитанная еще в раннем детстве привычка выполнять режим. Обычно ребенку хочется как-то завершить то, что он делает (и это можно только приветствовать). Поэтому следует заранее, минут за 10—15, предупредить малыша о том, что скоро нужно ложиться спасть. А когда это время наступит, настаивайте, чтобы ребенок не задерживался.

Постепенному переключению от игры ко сну способствует привычка ребенка раздеваться самостоятельно. Уже к трем годам малыш может почти самостоятельно раздеться и аккуратно сложить одежду. На протяжении последующих лет эти навыки совершенствуются.

Режим дня в семье

 Поведение ребенка в детском саду, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в семье в обычные, а также в выходные дни.

Выходные дни дети проводят дома, как правило, с существенными отклонениями и даже нарушениями привычного режима. Не случайно функциональный уровень дошкольников в понедельник бывает хуже, чем во второй, третий день недели. Необходима серьезная организационная и воспитательная работа среди родителей по упорядочению домашнего режима и приведению его в соответствие с установленным в детском саду. Внимание родителей следует привлечь к организации вечерней прогулки, ночного сна, а в выходные дни к полноценному отдыху на воздухе, регламентации просмотра телевизионных передач, особенно перед сном.

 Благодарю за внимание!

                 Желаю успехов в ваших начинания!

Опиралась в работе на опыт коллег:

http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=hx1h38&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=8286.DtKlRhf5CiF51olLJlAaHb-QgwgOUogd7xwsnyPMmWTmRuvXmgIXoJta7R10nHVA9H3RWvzI25BzorERbVsYLoK3uhXpaEJG7L_1gQLk4L2zGyKy6SLq4_lj67Loj_1UGHXFTodidC3iMBrddfjY0KWdlR-ACbNfzznGlC1M8o62GI95IBYMj_eYvKCD1Dm0Aj7g4S-U2b_l5JUw-wa2ocZzYKRCpgFElV9y5uEi_KIKIpYMiqensFPd9r_kCG2N.d648df9835c905988ebec2e27a871898d6b044f7&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtB2i7c0_vxGdnZzpoPOz6GTqyxekpgelGN0462N3raoDxGmZrxyyOXadqnwY4WvEJQVuIvQ7pR14XF8lsI_1ZJbbVZp62QGREw,,&&cst=AiuY0DBWFJ4EhnbxqmjDhd2nTFU7ZkLXLlP-3MEr168uVOWBIUUFOxmmZU41lh5s2_DzyruJAKKXCcEvRJ14wfLALMGZsB3md2EtDFjXiJ0KVQfMiPGPRpMDkN1sHs7c-N6tmxKVcsxwJTuOzLHwAyo_3qi1t1VribEpoHrG0YP0WK0_8c2I-liwSFj_-iXAWnE0mKFmpfrrxSyWmHNcT3VqQlTaJfKumYauQNdN5H2zNrEcVqmvZXgVbr-GxswPPh5K8uvr7z9Kn8GhEpjBRcf2WFV_yWeMNJOa59Q2O9MuQAiPvvWT9-GEtvu_KFT28P_0OKQVUezaS5vR6g66TMu9n5q0wQRmXEXVOyM05aLALDKBf8U44z-xhop5mM9w071l2yGiIMOroDjW8xhcnlhNqRR6msFkiPBVBx7CGg0ag16JWshszFFh4MgI4X89sLvUstiy6NIgYzBZdlfoZDngS8sjOeiIOb6Hyp-zmaSe5d-6OibG2sG8ef5MpzehzxD1MBWSGp8NDsoQHVzuJ8gpGpvDTX5YJzd8h7IcQu8a2B-szYIQVgV-x9EO8sygXpY0uOniT5gxD72TgQdkdkCZejspUy7EZKIKVxtY9bfxUPwnfjH8-fjJXjfFwxnZ2BtPzkYO44iMH96nwBbZ8jQVQZpzug0am3F6GQ95R5NgqQPjfCIoocYv5VH8eSm5c0w4ig6CEK6bF2rZtbwtHqfhzbGE5kxtnWYomGL8UeUrXSmrq4Vw8fIZwaOf528MycadxK51B4H9UzmL2bXz9a9HXXWqFsVkhFDWl_iwLGCRl7YhCo25e-Xe4J2E0HJZwuCD4mmD2ZqvH3Uck0F-pAeZmkJXFIbifxuA4DXdKHKX9-Xyo0lcz5PWCY96T9lxgyTqJ4UCLFXUtFZ7Z4IdWhDJgdo6xH5V&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXQkFyZFZMakpxM3kzb3YwTXV1NVROMF9iWUpfVzNNQjR0RkZCYU9SSldWR2R6RDFleVFSVDBSSVlFVUVJRk04Q3BvUExTRkw1MHloS3c4Ml8weTRpTEJxYkQ2VnBQQzRkN2JIUVZHMC01V2NCYnkzeURsQU5VNGtSbUYzQ1VvVDd0SUhDbjZBbWd4ZUMtOFpzTTUyVHhQWVlVUTZxYmhKY3d5c0tMVnpoTWpxa3ZtbEN1d3hUSkxWV0tGWHQ3MDRNWkw1N2RxTG1ONEZ6N2dxNkpyM05kMCw,&sign=d879327f24fffe606ce47ac609387954&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpVBUyA8nmgREsRFeVGp3m5E-99CJ32qKiupRTdI45byGvGZ0bGs3gV3EzQ41j2tRa_1rsxJ78NL_kG9f6zKv9kRMcg45e9EwrZjuXFUG5nzJ4rEZCzuvi3ycRg5E84hFK4hxaiwSYajKIEgxXWqqS7Kq2WcSGJ788IN9VVwUYTZS2wu5duzIFT95eGYVlLEwpFKwEeaq-805Ed7hGjjpH3D3EH9m1D2v3MCPPVxk0sZpRSmeaNKnpUlgj8APBegsifMQHPr7AxV5S90Qu2W0yneHgBxCAWTLqrl_6qf9XygXjDq8xwSVuD9z2R1s1FpQ5QrBsypq7ErFvOg3nRbsDEqe-2AwwRWDxNFQs0Y9OI4wJXAJm_5PsrcksbHadftjZXVPGl_RBqnvW_piIxG7Ol67FtP58Xm4sg1ehxykrZb5vO5z4PJ52BEbsFVly_pASm1DIkCAajyoNEi4o_p07TlBGdK5MtJyXAqt3QvowpYx0qbhTWD1DpLA3_yaVdso1qXQ35AdpRackPGhYPSN_at-Mk2Hb215grfZzSLlI0BaHyNNtRokZDa5lvxholcCE7apvZ333e8v9mL_LGly19ZqZcCNCiOntoigpwyAl-nE,&l10n=ru&rp=1&cts=1573554162945%40%40events%3D%5B{%22event%22%3A%22click%22%2C%22id%22%3A%22hx1h38%22%2C%22cts%22%3A1573554162945%2C%22fast%22%3A{%22organic%22%3A1}%2C%22service%22%3A%22web%22%2C%22event-id%22%3A%22k2vpiqrldc%22}%5D&mc=2.8553885422075336&hdtime=7068.25
2 сентября 2019 в 14:40

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.