Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны

Консультация для родителей «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения»

Консультация для родителей  «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения»

  Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. С первых дней жизни ребенок сталкивается с разнообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями. Родители не только знакомят малыша со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражают свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи. Знакомясь с различными свойствами и качествами вещей, маленький ребенок получает и некоторые эталоны отношений и человеческих ценностей: одни предметы, поступки, действия приобретают знак желаемых, приятных, другие наоборот - отвергаются. Познавая окружающий мир, ребенок уже в раннем детстве проявляет выраженное, субъективное, избирательное отношение к предметам. Поэтому недооценивать роль эмоций в психическом развитии ребенка в этом возрасте, конечно, не следует. Эмоциональное восприятие окружающего мира приводит к тому, что ребенок воспринимает его не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким он ему кажется.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (по результатам исследований психологов, 95 процентов опрошенных детей пяти - семи лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников, испуга (всего 7 процентов детей дали правильные ответы, удивления (лишь 6 процентов).

Чувства ребенка менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду.

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми.

Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности.

Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональноеблагополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы "мать - дитя"

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но, конечно, не единственный источник чувств дошкольника.

Радость, нежность, сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по отношению к животным, растениям, игрушкам, предметам и явлениям природы. Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному стульчику, гневается на велосипед, с которого упал.

В дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:

• более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

• эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание – представление – действие – эмоция;

• эмоциональные процессы более управляемые, чем в раннем возрасте;

• развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым);

• при отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности;

• при положительном результате действия, ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

• происходит переход от желаний (мотивов, направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствами и получением конечного результата;

• самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха;

• появляется способность оценивать свое поведение.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и т. д.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. В этом возрасте усваивается язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз,

движений, интонаций голоса и т. д.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать гармонию духовной и материальной жизни.

Мы живём в эпоху кризисов и социальных перемен. Экономическая и ценностная нестабильность общества оказывают негативное влияние на наших дошкольников. Подтверждением тому являются дети с нарушениями психоэмоционального развития, выражающие эмоции гнева агрессией, не умеющие договариваться, с трудом приспосабливающиеся к жизни в детском коллективе, не уважающие своего товарища, его чувства, настроения и эмоций.

Признаки эмоционального напряжения:

• трудность засыпания и беспокойный сон;

• усталость после незначительной нагрузки;

• беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность;

• рассеянность, невнимательность;

• беспокойство, непоседливость;

• отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

• проявление упрямства;

• сосание пальца, жевание, слишком жадное поглощение пищи (иногда, наоборот, стойкое нарушение аппетита);

• боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия);

• игра с половыми органами;

• подергивание плеч, качание головой, дрожание рук;

• снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения;

• повышенная тревожность;

• дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Для решения проблемы необходимо создать соответствующие условия, организовать предметную среду, а также использовать специальные упражнения и приемы.

Рекомендации по предметно-развивающей среде:

Можно использовать игровой модуль (детская палатка, который можно использовать и как место уединения, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко играть. Такой домик позволяет детям "спрятаться" от внешнего мира, посекретничать. Также можно использовать его как сухой бассейн. Его наполнитель оказывает благотворный массажный эффект и способствует общему улучшению психофизического состояния, а также он обладает целым рядом сенсорных свойств, которые снимают напряжение и усталость, поднимают настроение, укрепляют мышечную систему, улучшают координацию движений.

В таком домике можно посмотреть альбом с семейными или групповыми фотографиями.

Такие альбомы помогают снять напряжение, поднять настроение.

А для родителей в приёмной располагаются консультации, рекомендации и "Шкатулка добрых посланий", в которой они могут оставить своим детям добрые послания и пожелания. Воспитатель зачитывает их ребенку в течение дня по мере необходимости, таким образом, успокаивая ребенка.

Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты:

"Котики бегали и устали, и на коврик прилегли. И беленький котик Ваня прилег, и рыженький котик Сеня прилег, и шустрый котенок Таня прилегла. Лапки котята вытянули, лапки у котят становятся тяжелыми, теплыми: и у котика Тани теплые, и у котика Толи теплые, и у котика Андрюши теплые и тяжелые, никак не поднять. Всем тепло и хорошо лежать на мягком коврике. Закрываются глазки котят: заснул котенок Ванюша, слипаются глазки у кошечки Ирины. Спят котики. Снится им зеленая полянка, теплое солнышко. Отдохнули котики, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!"

Рисование и музыкальная терапия

Для снятия эмоционального напряжения у детей любого возраста можно использовать рисование и музыкальную терапию.

• Упражнение «Музыкальная загадка»

Описание игры: дети слушают запись какого-то музыкального произведения, затем предполагают, какую картину задумал композитор. Можно предложить детям нарисовать возникшую в процессе слушания картину, затем рассказать, почему у них возникли именно такие образы.

Лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка.

Психическое напряжение вызывает мышечный тонус, и, наоборот, мышечное напряжение приводит к эмоциональному всплеску. Самую высокую физическую нагрузку на физкультурном занятии дети испытывают в игре, но какой эмоциональный подъем наблюдаем мы при этом.

Расслабление мышц вызывает снижение эмоционального напряжения и приводит к успокоению, восстановлению учащенного дыхания.

Заканчивая разговор об эмоциональной сфере ребенка, еще раз хочется подчеркнуть, что именно в этой сфере будет лежать способность и умение человека неравнодушно смотреть на мир, способность радоваться и огорчаться, понимать и любить - в общем, все то, что может быть названо коротким словом "счастье".

Желаю Всем успехов!

Используемые интернет ресурсы-

http://yandex.ru/clck/jsredir?bu=57so3m&from=yandex.ru%3Bsearch%2F%3Bweb%3B%3B&text=&etext=8286.qXWPfqWbVdGAAGRJoVwhna_x9NlJxB9Y20D4dL5KwH2nyKWBGulN2IKyyQm_OF8V8RY_aizseNGD5inz8uW6Luzkmc0JelS2eXuKAXrNJUEUSuHnPGGvNbzTQ1SQpWjyxGHK5erZN8H0TJjHrROAX6ehqLLUq_aNDi8q47tD8nKOAHS73qHwP125pye-QilaRZsNz5LKbYBzVF2Uj7OyQCDkUbsZmSolOKzacIfx4rCg-Pdzl3Jf2VEksfQrUL9M3ohjoCCTBF9FbMMBmxWhRA.3b4ee4b7a32e9c5bbc502a84e2ce8fc681b10096&uuid=&state=PEtFfuTeVD4jaxywoSUvtB2i7c0_vxGdh55VB9hR14QS1N0NrQgnV16vRuzYFaOEtkZ_ezqvSPNjJVBRhT3jR5Q5xuj-A6C9wMbshpgH_XrGAS4kehZMlTXyB5NOo7g2oxcTmt7864c,&&cst=AiuY0DBWFJ4EhnbxqmjDhd2nTFU7ZkLXLlP-3MEr168uVOWBIUUFOxmmZU41lh5s2_DzyruJAKKXCcEvRJ14wfLALMGZsB3md2EtDFjXiJ0KVQfMiPGPRpMDkN1sHs7c-N6tmxKVcsxwJTuOzLHwAyo_3qi1t1VribEpoHrG0YP0WK0_8c2I-liwSFj_-iXAWnE0mKFmpfrrxSyWmHNcT3VqQlTaJfKumYauQNdN5H2zNrEcVqmvZXgVbr-GxswPPh5K8uvr7z9Kn8GhEpjBRcf2WFV_yWeMNJOa59Q2O9MuQAiPvvWT9-GEtvu_KFT28P_0OKQVUezaS5vR6g66TMu9n5q0wQRmXEXVOyM05aLALDKBf8U44z-xhop5mM9w071l2yGiIMOroDjW8xhcnlhNqRR6msFkiPBVBx7CGg0ag16JWshszFFh4MgI4X89sLvUstiy6NIgYzBZdlfoZDngS8sjOeiIOb6Hyp-zmaSe5d-6OibG2sG8ef5MpzehzxD1MBWSGp8NDsoQHVzuJ8gpGpvDTX5YJzd8h7IcQu8a2B-szYIQVgV-x9EO8sygXpY0uOniT5gxD72TgQdkdkCZejspUy7EZKIKVxtY9bfxUPwnfjH8-fjJXjfFwxnZ2BtPzkYO44iMH96nwBbZ8jQVQZpzug0am3F6GQ95R5NgqQPjfCIoocYv5VH8eSm5c0w4ig6CEK6bF2rZtbwtHqfhzbGE5kxtnWYomGL8UeUrXSmrq4Vw8fIZwaOf528MycadxK51B4H9UzmL2bXz9a9HXXWqFsVkhFDWl_iwLGCRl7YhCo25e-Xe4J2E0HJZwuCD4mmD2ZqvH3Uck0F-pAeZmkJXFIbiEXp-F0wvQXGFJkZcwm0fy376SDAyYcnoIiy5GedFSfZAUuFGWT9omy0jPefWpHnU&data=UlNrNmk5WktYejY4cHFySjRXSWhXUFJWLUhmalcwV3NJTTNNaHlrQzJYSXlzbWVGZ1FLMlB0QW1OeWE2SlBQLUYtbFREYmlEUkcyVWtmcTJNcVc3WVB2RjdMbm1FdmJB&sign=346e6874ebf38c77d9a940cb816111f4&keyno=0&b64e=2&ref=orjY4mGPRjk5boDnW0uvlrrd71vZw9kpVBUyA8nmgREsRFeVGp3m5E-99CJ32qKiupRTdI45byGvGZ0bGs3gV3EzQ41j2tRa_1rsxJ78NL_kG9f6zKv9kRMcg45e9EwrZjuXFUG5nzJ4rEZCzuvi3ycRg5E84hFK4hxaiwSYajKIEgxXWqqS7Kq2WcSGJ788IN9VVwUYTZS2wu5duzIFT95eGYVlLEwpFKwEeaq-804i2P-BfZkMXLsrVHITi6VPlDQVbkMVHGbNaphb49Lap6rt8-Xh-MW1iwf-yLWnCZNscCXXBt4ZMJanMadx6XVwIkHSXbM9FaBatsd1cxd_1EkHKNzI-NIVo6WHA1SnyvvmUbT_qtguCCZAqGk20V2_AwPC6lCdDah7-zb7BrQZ0pScSr06v-x2g0Wpse9ExMBPu3Hb6TsztdBgCHDnJKfV9gnfxoQFqjnuGr6LZd5LK4YLHfGlNMIsJ3cAtTFZiQEXEKL2QB0-9dn6Ruy4cItVrss6RekaQtxRXFSJh--F22L6wvdvK03OUm8ClPx4WoGt3XCMhpVyCksCdVK-UlJDo-XogmaMLw9jStY7h9us-_FLl_C_NbUA7W2p9llxgile-PlQ2SiUVNSBmbmhJgZEB-qAeWfv0FWePMCWooJVxSMqpVfJ1yIZsa3zxjrryHtzWnzV9kS97JbIOGEnYFWI6qGAa7wtPc9c4FO0aDWfCHo0KMmyQp5CVDDQAOWJZ5NeX-IqccEM5yAi-7Z-RLDg&l10n=ru&rp=1&cts=1573555004259%40%40events%3D%5B{%22event%22%3A%22click%22%2C%22id%22%3A%2257so3m%22%2C%22cts%22%3A1573555004259%2C%22fast%22%3A{%22organic%22%3A1}%2C%22service%22%3A%22web%22%2C%22event-id%22%3A%22k2vq0rxf5c%22}%5D&mc=5.405422585883287&hdtime=23009.8
9 июля 2019 в 14:08

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.