Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны
Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»я для родителей «Экология в жизни ребенка»
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладаютэкологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает: - воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение); - формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие); - развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее); - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы). Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает: - представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей; - понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования; - осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно. Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер. Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту. Запомните правила! - Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений,выращенные человеком. - Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. - Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения. - Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо. - Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей. - Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные. - Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях. Стихи об экологии Чтобы цветы в лесу цвели, Всю весну и лето Мы не будем собирать Их больших букетов. Если птенчик из гнезда Выпорхнул до срока, Мы поможем, не беда, Не трещи, сорока. Хоть и вредный мухомор, Мы его не тронем. Вдруг понадобиться он Жителю лесному. Хрупкий домик муравья Надо тоже охранять. Обязательно он должен За заборчиком стоять. Зайчика и ежика – Жителей лесных Лучше вы не трогайте! Охраняйте их! Давайте, дошколята, Природу охранять! О ней ни на минуту Не надо забывать. Ведь цветы, леса, поля и речки, Это все для нас навечно! О загрязнении Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня. Что бы было равновесие Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря. Меньше ездить на машинах И пускать из фабрик дым, Чтоб не летали в атмосфере И не делали нам дыр. Меньше фантиков, бумажек Ты на улицу бросай! Тренируй в себе, ты, ловкость: Точно в урну попадай! А когда захочешь кинуть Ты бумажку не в корзину, Ты подумай о природе – Нам еще здесь жить как вроде! Все-все На свете, на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудовищ нелепых, И даже без хищников, злых и свирепых! Нужны все на свете! Нужно все подряд – Кто делает мед, и кто делает яд. Плохие дела у кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучшие делишки. Да! Если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны! Экология земли Посмотрите с чувством люди Что с планетой нашей будет Об асфальт, сжигая шины Газом кашляют машины Сколько гари, сколько дыма Просто невообразимо Печи, фабрики, заводы Катера и теплоходы Выдыхают серый газ Посчитайте, сколько в час? Экология в упадке Слой озонный слишком шаткий Ну, когда же мы поймем? Это дом, мы в нем живем Землю мы считаем раем Сами же и отравляем Мусора завалы, груды Впрочем, урны есть повсюду На лицо, накинув тень В урну бросить мусор лень «лучше использованный товар Бросить здесь на тротуар В парках, скверах, и аллеях Кучи мусора белеют И признаться, стыдно дажн Словно свалка наши пляжи В космос сорок лет летаем И его мы засоряем Ну, когда придет сознанье В уважении мироздания? Двадцать первый ныне век Будь умнее ЧЕЛОВЕК! 19 июля 2018 в 15:16
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.