Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны

Консультация для родителей «Экология в жизни ребенка»

 я для родителей «Экология в жизни ребенка»


Консультация для родителей по теме«Экология в жизни ребенка»

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладаютэкологической культурой – понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живешь, и, в конечном счете, любовь к родине.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);

- формирование системы экологических знаний и представлений(интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умения увидеть красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы).

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных, как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны с друг другом сложной системой связей (все

друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку и т. д.) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность –

создать условия для полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддерживание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя или родителя расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно прорубить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный характер.

Задача родителей – подвести детей к пониманию того, что мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Запомните правила!

- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений,выращенные человеком.

- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.

- Охранять надо не только редкие. ю но и другие, даже самые обычные растения.

- Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнезда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы – родители могут совсем покинуть гнездо.

- Если у тебя есть собака, не бери ее с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных зверей.

- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

- Не забывайте о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.

Стихи об экологии

Чтобы цветы в лесу цвели,

Всю весну и лето

Мы не будем собирать

Их больших букетов.

Если птенчик из гнезда

Выпорхнул до срока,

Мы поможем, не беда,

Не трещи, сорока.

Хоть и вредный мухомор,

Мы его не тронем.

Вдруг понадобиться он

Жителю лесному.

Хрупкий домик муравья

Надо тоже охранять.

Обязательно он должен

За заборчиком стоять.

Зайчика и ежика –

Жителей лесных

Лучше вы не трогайте!

Охраняйте их!

Давайте, дошколята,

Природу охранять!

О ней ни на минуту

Не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и речки,

Это все для нас навечно!

О загрязнении

Есть в природе равновесие,

Нарушать его нельзя.

В жизни это очень важно

Для тебя и для меня.

Что бы было равновесие

Надо с вами, нам, друзья

Не выбрасывать отходы

И не загрязнять моря.

Меньше ездить на машинах

И пускать из фабрик дым,

Чтоб не летали в атмосфере

И не делали нам дыр.

Меньше фантиков, бумажек

Ты на улицу бросай!

Тренируй в себе, ты, ловкость:

Точно в урну попадай!

А когда захочешь кинуть

Ты бумажку не в корзину,

Ты подумай о природе –

Нам еще здесь жить как вроде!

Все-все

На свете, на свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудовищ нелепых,

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужно все подряд –

Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучшие делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы все-таки очень друг другу нужны!

Экология земли

Посмотрите с чувством люди

Что с планетой нашей будет

Об асфальт, сжигая шины

Газом кашляют машины

Сколько гари, сколько дыма

Просто невообразимо

Печи, фабрики, заводы

Катера и теплоходы

Выдыхают серый газ

Посчитайте, сколько в час?

Экология в упадке

Слой озонный слишком шаткий

Ну, когда же мы поймем?

Это дом, мы в нем живем

Землю мы считаем раем

Сами же и отравляем

Мусора завалы, груды

Впрочем, урны есть повсюду

На лицо, накинув тень

В урну бросить мусор лень

«лучше использованный товар

Бросить здесь на тротуар

В парках, скверах, и аллеях

Кучи мусора белеют

И признаться, стыдно дажн

Словно свалка наши пляжи

В космос сорок лет летаем

И его мы засоряем

Ну, когда придет сознанье

В уважении мироздания?

Двадцать первый ныне век

Будь умнее ЧЕЛОВЕК!

19 июля 2018 в 15:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.