Персональный сайт старшего воспитателя МБДОУ №6 "Улыбка" Смирновой Елены Александровны
Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»Игроваядеятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясьтаковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразованийребенка, развитию его психических процессов. Игроваядеятельность, как доказано учеными (А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым и др.), неизобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть,знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (какиспользовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа;выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всемуэтому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте. Усваиваяв общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщаетигровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретаетсамодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а этообуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшемдошкольном возрасте. Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, онпостепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь онможет составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действийотходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественныхотношений и трудовых функций. Это и естьролевая игра. Отмечая исключительноезначение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра дляних – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания.Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому задача педагога –помогать детям в организации игр, объединять их в игре. Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевойигры. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, котораязаключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее всозданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игреребенок воплощает свойвзгляд, свои представления, свое отношение ктому событию, которое разыгрывает. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание,роль. Сюжет игры –это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра всемью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.). Содержание игры –это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального моментадеятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественнойдеятельности. Роль –это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Дляребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либоперсонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данномперсонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях междуперсонажами. Впроцессе игры между детьми складывается двавида отношений: - отношения, которые определяютсясодержанием и правилами игры (это те игры, которые мы разучиваем с детьми ипотом периодически в них играем, например, «У медведя во бору», «Воробышки иавтомобиль» и др.); - реальные отношения, которые проявляются поповоду игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил,конфликты, возникшие между играющими, и выход из них). Целью ролевой игры является осуществляемаядеятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а невне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции жевоспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебногопроцесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков иумений воспитанников. Итак, какже именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка? Как мызнаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, иза нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, всюжетно-ролевой игре развивается речеваяактивность детей. Крометого, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит внекотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу,в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующиероли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игреэто всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагаетдругого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной,покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – этодеятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников ипрежде всего сверстников. Именноназывание предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этимипредметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когдадети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками,они еще всегда объясняют, чтоименно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам идействиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространстваигры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована.Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимообъяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя вбольницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц,а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такойдоговоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестаетсуществовать и рассыпается. Итак, ролевая игра способствуетразвитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей вразличных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собойупражнение для овладения детьминавыками диалогическойречи в условияхмежличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию. Такжесюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказываетвсестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, вактивную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствуетсамоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитываетсясознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка,готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоятьсвою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение вопределенных условиях. Как показывает практика испециальные исследования, детям нравятся положительные роли, через проигрываниекоторых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта,сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе стем, дети с удовольствием играют, и роли отрицательных персонажей с цельювысмеять их отрицательные черты. Таким образом,сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательнуюценность в учебно-воспитательном процессе, как дошкольников, так и детей более старшего возраста. 3 января 2018 в 22:08
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.